Является ли Госкорпорация «Росатом» драйвером социально-экономического развития территорий своего присутствия?

Большинство знающих ситуацию в атомных городах безусловно ответят положительно. И будут правы. Действительно в атомградах уровень жизни заметно выше среднерегиональных показателей. Такая ситуация определяется не только успешностью предприятий Росатома, но и является результатом активной позиции госкорпорации в вопросах развития территорий. Хорошо известны проекты «Школа Росатома», «Территория культуры Росатома», ряд проектов по формированию городской среды и др.

Но все ли сферы общественной жизни охвачены проектами развития, патронируемыми Госкорпорацией «Росатом»?

К сожалению, положительного ответа на этот вопрос дать нельзя. Конечно, нельзя объять необъятное. Однако, отдельные области общественной активности, особенно имеющие существенное значение для формирования комфортной среды, не должны оставаться вне зоны внимания. Имеется ввиду в первую очередь условия ведения предпринимательской деятельности и реализация государственной политики по развитию предпринимательства. Согласитесь, что в вопросах занятости, обеспечения населения товарами и услугами и (теперь уже все больше и больше) в медицинском, культурном и социальном обслуживании граждан роль предпринимательства весьма велика.

Что же мы имеем на практике сегодня?

В своё время выбор мест строительства производственных предприятий и, как следствие, обеспечивающей инфраструктуры определялся соображениями снижения уязвимости объектов. В результате, разросшиеся города-спутники атомных производств в наши дни оказались достаточно удалены от рыночно привлекательных зон.
И это только один из факторов, не самым благоприятным образом влияющих на возможности ведения бизнеса.
В числе такого же рода факторов следует упомянуть:
- вопросы режима, ограничивающие движение товаров и в первую очередь людей;
- невозможность оформить право собственности на землю;
- неравные по сравнению с отраслевыми предприятиями условия по возможности привлечения кадров;
- исключение атомградов из числа приоритетов региональных программ развития по принципу «у вас и так все хорошо благодаря Росатому».

Эти и ряд прочих моментов приводят к тому, что уровень развития предпринимательской деятельности в городах атомной отрасли заметно ниже, чем, скажем, в столицах субъектов. По отдельным показателям такое отставание является кратным. Так, например, объем финансирования государственных и муниципальных программ развития предпринимательства по оценке (расчет производился в 2016 г. по отчетам о реализации программ развития за 2015 г.) рабочей группы по развитию территорий общественного совета Госкорпорации «Росатом» в семь раз меньше среднероссийских показателей.

Было бы неверным утверждать, что Госкорпорация «Росатом» не принимает участия в развитии предпринимательской деятельности. Так ,например, опыт участия Топливной компании «ТВЭЛ» (дочернего предприятия Росатома) в деятельности фондов развития предпринимательства безусловно является положительным. А микрокредитная компания фонда (МК ФРПГ) в г. Глазов, лицензированная ЦБ, имеет на сегодня кредитный портфель, приближающийся к 100 млн. руб. При этом МК ФРПГ выдает кредиты под 5–7% годовых.
Набирающая обороты программа развития ТОСЭРов также обещает значительный прорыв в развитии местного предпринимательства.

Общественный совет Росатома два года назад рассмотрел вопрос развития бизнеса в атомградах. Результатом этого рассмотрения стала рекомендация Ассоциации ЗАТО и Фонду АТР АЭС рассмотреть вопрос создания организации-оператора развития бизнеса в атомградах. В июне 2017 г. был создан Фонд социально-экономического развития атомградов (Фонд СЭРА).

В феврале 2018 года в г. Удомля состоялась первая встреча генерального директора госкорпорации «Росатом» А. Е. Лихачева с местным предпринимательским сообществом. Результатом этой встречи явилась рекомендация о проведении серии таких встреч и организации завершающего мероприятия в конце 2018 г. Такое мероприятие — Ассамблея предпринимателей атомградов (АПА2018) — пройдёт 9 ноября 2018 г..

В ходе проведения АПА2018 планируется обсудить следующие возможности для развития бизнеса в атомградах, недореализованные на сегодня:

1. Кооперация независимых участников бизнеса с программами развития производства новой продукции Росатома. Здесь видится наибольший потенциал и уже сегодня имеются яркие примеры успеха. При этом диапазон вопросов колеблется от решения локальных задач (доставка парогенераторов с ЗИО Подольск, переоснащение системы загрузки топлива на Курской и Смоленской АЭС) до проектов, выключенных в перечень стратегически важных направлений (производство накопителей энергии высокой ёмкости). Главной проблемой, сдерживающей развитие в этом направлении, является недостаточная осведомленность предпринимателей о задачах, стоящих перед отраслью, и механизмах рассмотрения в Росатоме предложений от независимых участников рынка.

2. Участие проектов развития бизнеса в государственных программах. Основными проблемами на данном направлении являются:
- сложность процедур включения в госпрограммы;
- негарантированность достижения результата даже при наличии всех необходимых предпосылок;
- возможные риски, связанные с последующими отчетами и проверками. Ресурсом для достижения результата на этом направлении является координация работы, проводимой Управлением по работе с регионами и деятельности муниципальных учреждений развития бизнеса.

3. Участие предпринимателей атомградов в закупках отраслевых предприятий. Безусловно в силу закона и ЕОСЗ никаких преференций, весьма желаемых предпринимателями, быть не может. Однако, и здесь есть значительный недореализованный ресурс. Таковым является централизованный мониторинг даже не закупок, а ГПЗ и процедур предквалификации продукции, в интересах предпринимателей-резидентов атомградов.
Список возможностей можно продолжать.

Главной же задачей проведения АПА2018 и развития деятельности АПА в целом является формирование АПА как системы информационно-коммуникационных площадок для обсуждения, выработки и реализации решений по вопросам, существенно влияющим на условия ведения бизнеса в атомградах. Создание такого механизма сделает диалог «Власть — Отрасль-Бизнес» регулярным и конструктивным.